«Снаружи — заброшенный греческий храм, внутри — катастрофа»: 7 архитекторов — о работе над самыми популярными московскими пространствами

Многие из нас регулярно ходят поужинать в «Стрелку» или на выставку в «ГЭС-2», но ничего не знают о людях, благодаря которым наши любимые пространства стали такими, какие они есть. В отличие от художников или режиссеров, архитекторы редко получают шанс рассказать о том, как работали над тем или иным проектом и какой смысл в него вложили. Мы решили исправить это досадное недоразумение и дали слово семи урбанистам, которые проектировали популярные у москвичей места.
«Снаружи — заброшенный греческий храм, внутри — катастрофа»: 7 архитекторов — о работе над самыми популярными московскими пространствами
«Правила жизни»

В начале 2022 года ООН признала Москву лучшим мегаполисом мира по двум показателям — уровню качества жизни и степени развития инфраструктуры. Дело здесь не только в том, что столичный транспорт в последнее время стал комфортнее и регулярнее, и даже не только в том, что в Москве есть огромное количество сервисов, доступных для пользователя 24 часа в сутки. Не меньшую роль играет архитектура, общественные пространства — то, что в урбанистике принято называть «третьим местом», — после дома и работы. В эти места часто или хотя бы время от времени ходят все — это музеи, кинотеатры, библиотеки, городские парки. Однако о людях, которые их создают, мы знаем до обидного мало. А ведь именно они определяют то, в каком городе мы будем жить. Мы решили поближе познакомиться с главными столичными архитекторами и расспросили их о том, как шла работа над самыми успешными их проектами, о чем они думали, создавая то или иное пространство, и с какими трудностями столкнулись.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ГЭС-2
ГЭС-2
Даниил Анненков

ГЭС-2

Всего за два года с момента открытия ГЭС-2 превратилась в одну из самых модных культурных площадок Москвы. И неслучайно: проект реконструкции электростанции считается одним из лучших реализованных в Москве. Его разработало знаменитое итальянское бюро Renzo Piano Building Workshop, а адаптацией занимались архитекторы из российской компании APEX.

«Правила жизни»

Я выполняла роль главного архитектора проекта и активно общалась и с командой Ренцо Пьяно. Благодаря творческому подходу удавалось находить нестандартные решения даже в тех узких рамках, которые задает любая историческая площадка в центре Москвы. Роль архитектора гораздо шире, чем просто создание материального объекта. Важна коммуникация, способность свести воедино множество разных мнений, требований — и реализовать проект так, чтобы получилось красиво и функционально.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

APEX на тот момент была совсем молодой компанией. Думаю, у нас получилось реализовать этот проект благодаря нашей огромной заинтересованности, желанию и безграничной мотивации. Это было вызовом для всей команды. Нам приходилось вносить много изменений, связанных с новыми вводными, которые обнаруживались в процессе. На компромиссы тоже приходилось идти, потому что это центр Москвы, объект культурного наследия, находящийся под охраной. Повлияла и близость канала, стесненные условия, конструктивные особенности здания.

Так, нам пришлось искать новое место для исторической ограды ГЭС-2. Изначально объект был закрытым: бывшая трамвайная электростанция эксплуатировалась на огороженной территории — и перед зданием частично сохранилась ограда.

Для нового формата использования этого пространства иметь какой-то барьер было бы совершенно нелогично — с точки зрения как комфорта, так и идеологии. Ведь мы открываем это здание, эту территорию городу. Нам нужно было каким-то образом решить эту задачу, потому, что с одной стороны, у ограды есть историческая ценность, а с другой — есть новая функция этого места.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Команда проделала огромную работу, провела дополнительные исследования, разработала несколько предложений. И благодаря общему диалогу родилась идея логически разместить эту ограду на территории — между Домом на набережной и территорией ГЭС-2. Аккуратно, по частям, ее перенесли на новое место, восстановив по историческим чертежам утраченные детали. Решение помогло сохранить ценный исторический элемент в облике культурного объекта, а также позволило вернуть ему первоначальную функцию. Сейчас эта ограда очень органично выглядит на своем месте.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В таких проектах, как ГЭС-2, не может быть стандартных решений, каждое здание уникально. Иногда настолько, что невозможно мультиплицировать весь свой опыт, поэтому каждый раз приходится изобретать что-то новое. И мне это очень нравится — работа в условиях поиска нестандартных решений по-настоящему вдохновляет. А творческий подход помогает не только в профессии, но и в жизни.

Еврейский музей и Центр толерантности
Еврейский музей и Центр толерантности
Юрий Пальмин

Еврейский музей и центр толерантности

Один из знаковых музеев Москвы находится в бывшем Бахметьевском гараже, спроектированном Константином Мельниковым. В 2019 году архитектурное бюро NOWADAYS office выиграло конкурс на разработку архитектурной концепции Нового пространства Еврейского музея и воплотило концепцию вместе с генподрядчиком UniDraft и светодизайнерами Yarko.

«Правила жизни»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наша команда отвечала за создание Нового пространства, которое при предыдущей реконструкции оказалось несколько обделено вниманием. Речь идет о зале временных выставок, где располагались технические и административные помещения. Мы сделали архитектурную концепцию, разработку интерьерных решений и рабочей документации.

Мы всегда смотрим на ценность произведений архитектуры шире, чем это предполагается официальными протоколами, определяющими, что важно с исторической точки зрения, а что нет. Нередко обнаруживаем ценность в каких-то, на первый взгляд, незначительных деталях. Часто эти ценности нигде не зафиксированы и никем не описаны, наша задача — их увидеть. Внимательное отношение к уже существующему — это всегда про мифотворчество, поиск историй, связанных с местом, установление контакта с genius loci («гений места», у древних — покровитель того или иного пространства. — «Правила жизни»).

Мы стремимся к тому, чтобы история здания длилась от точки отсчета, мы не переписываем ее, а лишь добавляем новую главу. В этой новой главе появляются новые смыслы, функции и, конечно, новая эстетика, отвечающая духу не только места, но и времени. И здесь нет универсального решения, каждый проект уникален.

Работая над Еврейским музеем, мы воплощали изобретенную нами концепцию «города в городе», которую используем для сложных, многосоставных проектов с общественной функцией. Мы представили, что существующие стены гаража Мельникова — это фасады домов, которые ограничивают наш участок. И внутри этого участка мы будто выращиваем свой маленький город, у которого есть свои площади и улицы. В этом пространстве возникли разные сценарии, в нем стало можно гулять, как в городе. Несмотря на то что всем объемам приписаны очень конкретные функции, часть этих пространств осталась гибкой, мультифункциональной. Так, кинозал связан с мастерскими Центра толерантности: сдвижные двери позволяют это пространство объединить в одно большое или разделить на четыре камерных.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мы хотели пригласить естественную городскую хореографию жизни в это пространство — отсюда такие классические типологии, как площадь, улица, терраса, амфитеатр. И люди могут перемещаться внутри этих пространств, осваивать их так, как они делают это в настоящем городе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Институт «Стрелка»
Институт «Стрелка»
Александр Щербак/ТАСС

Институт «Стрелка»

Весной 2010 года на месте бывших гаражей кондитерской фабрики «Красный Октябрь» открылось уникальное для Москвы нулевых пространство. Здесь сосуществуют Институт для архитекторов и дизайнеров, бар с популярной летней террасой и двор под открытым небом, где проводят лекции, кинопоказы, занятия йогой, вечеринки и многое другое. Автор проекта — бюро Wowhaus, которое также занималось реконструкцией парка Горького.

«Правила жизни»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мы начали работу над этим проектом, потому что в центре Москвы появилось место, за которое нам захотелось побороться, в котором мы увидели потенциал. Первой идеей было сделать над бывшим магазином конфет (сейчас там Strelka Bar) террасу ресторана, чтобы посетители могли смотреть на реку и в приятной атмосфере выпивать с друзьями. Кроме того, рядом был двор, который можно было превратить в пространство, где будет хорошо с друзьями, — такой город в городе. Этот план мы и принялись немедленно осуществлять. А потом Илья Ценципер предложил выстроить все это пространство вокруг темы образования. Мы долго не понимали зачем, но решили ему поверить. Так родился Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», который возглавил Рем Колхас. Это неслучайно: в свое время он первым заговорил о важности общественных пространств.

Мы хотели создать в Москве такое место, где можно было бы чувствовать себя настоящим горожанином: ходить, общаться, взаимодействовать с другими. Сама структура должна была быть максимально открытой и на самом деле временной.

Мы отделили себя от моста и назвали этот клочок острова «обитаемым забором» — здесь появились экран, туалет, книжный магазин и что-то еще. А в четырех гаражах сделали двухэтажные аудитории, где будущие слушатели института должны были обучаться.

Потом подумали, что есть двор — относительно замкнутое пространство, а есть еще художники. Поэтому для них мы построили отдельное сооружение, которое стало мастерской, где все разместились. А летнюю программу института перенесли полностью на территорию двора.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Степень тяги людей к общению и знаниям превзошла все наши мыслимые ожидания. «Стрелка» стала первым общественным пространством этого города, теоретически и практически. И оно было абсолютно открытым. Здесь можно было свободно общаться, собираться со своими единомышленниками, людьми, которых что-то интересует.

Это был первый подобный случай в новой московской урбанистике. Далее, когда мы работали над парком Горького, эта история отчасти осуществилась во второй раз. Понятно, что правильнее сделать концепцию, генплан, но мы понимали, что действовать надо здесь и сейчас. Мы решили, что есть очевидные вещи, давайте сделаем их, а дальше все само поедет. Отсюда наше главное правило: не стоит откладывать начинание дела, которое вы считаете верным и правильным, только потому, что нет возможности выстроить четкий план действий. Иногда стоит просто начать — и если вы понимаете, как надо двигаться, делаете это честно и со всей страстью, то, скорее всего, получится хорошо.

Парк Малевича
Парк Малевича
Дмитрий Чебаненко
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Парк Малевича

Парк Малевича в Одинцовском районе Подмосковья — оммаж супрематизму и один из немногих современных арт-парков в России. Эта территория тесно связана с именем великого русского художника-авангардиста Казимира Малевича, который после 1917 года часто бывал в близлежащем селе Немчиновка и вдохновлялся местными пейзажами. Существует даже легенда о «дубе Малевича», которую хорошо знают исследователи его творчества. Архитекторы из бюро Basis предложили сохранить историю этого места так в 2020 году появился парк имени Малевича.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Правила жизни»

Наша концепция построена на воссоздании связи природы и искусства. Она предполагает использование базовых форм, приближенных к основным геометрическим фигурам: квадрату, кругу, треугольнику. А также отражающей зеркальной поверхности объектов (нержавейка в сочетании с черным цветом). Функциональные зоны парка формировались в соответствии с запросом местных жителей. Например, здесь сложилось довольно сильное локальное сообщество волейболистов, собирающихся на игру практически в любую погоду. Мы сохранили площадки, сделав их более удобными и современными. Скоро в парке также появятся спортивный кластер с футбольными полями, теннисным и бадминтон-кортами, павильонами и трибунами. Парковые павильоны, вдохновленные супрематическими композициями, оборудованы под кафе и арт-пространства. Зоны в парке распределены таким образом, чтобы можно было максимально сохранить зеленые массивы и существующий ландшафт.

Нашему бюро очень важно создавать пространства, которые бы вдохновляли людей. Мы недаром говорим, что основной критерий успеха для нас — это количество гуляющих в наших парках людей. «Малевич» мы задумывали как арт-парк, в который люди приходят знакомиться с современным искусством, смотреть работы талантливых художников, знакомиться с тем же ленд-артом, с современной скульптурой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Работая с эстетикой, с визуальным восприятием, я стремлюсь, чтобы место стало уникальным, чтобы оно само рассказывало о себе и что чтобы оно было интересно людям и они сюда возвращались. Прежде чем приступить к проектированию, мы всегда обращаемся к контексту: стараемся понять, про что это пространство, чем оно уникально, что его отличает от других. После мы садимся за проект. Как мы в бюро определяем, хороший ли проект у нас получился? Если мы мысленно можем его перенести в другое место — значит, проект недостаточно хорош и его нужно доработать.

Павильон «Книги»
Павильон «Книги»
Бюро А4

Павильон «Книги» на ВДНХ

В 2017 году на ВДНХ открылся обновленный павильон «Книги». Сегодня это больше, чем просто книжный клуб: здесь можно не только почитать, но и послушать лекции, принять участие в открытых дискуссиях или просто выпить кофе. Историческое пространство обновляли по проекту Бюро А4, насытив новыми функциями и смыслами.

«Правила жизни»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Приспособление и дизайн интерьеров павильона №517 «Книги» мы выполняли по заказу РОСИЗО и Made Moscow в 2017 году. Задача стояла нетривиальная: необходимо было за один год выполнить проект и реализовать его. В первый раз, когда мы посетили павильон, он произвел на нас двоякое впечатление. Снаружи — буквально заброшенный греческий храм, а внутри — будто случилась какая-то катастрофа: полуразрушенные книжные прилавки, стеллажи, кем-то оставленные вещи, вздыбленный паркет, густо покрашенные масляной краской стены, отколотая лепнина и даже недопитая бутылка водки на втором этаже. Подняв головы, мы ахнули: среди хлама и мусора наверху поблескивали массивные многоярусные (точно церковные хоросы) потрясающе сохранившиеся люстры.

Павильон был спроектирован и построен в 50-е годы ХХ века, у него всегда была одна функция — книжный магазин: он просуществовал до 2009 года и закрылся. Нам было важно сохранить эту функцию, но раскрыть ее по-новому — вдохнуть жизнь в павильон, сделать его новым актуальным пространством, интересным и для молодых, и для пожилых людей, для всей семьи. Мы проектировали не просто интерьер — мы создавали платформу для развития.

Мы бережно отреставрировали исторические светильники и лепнину, а весь павильон теперь наполняют книги, свободно доступные для чтения. В то же время мы сделали «Книги» современнее. Теперь здесь есть новые дизайнерские светильники, уникальная удобная мебель, выполненная практически вся на заказ по нашим эскизам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Работая над проектом, мы в очередной раз задумались над тем, что такое современное культурное пространство. Павильон «Книги» — поиск ответа на этот вопрос. Мне кажется, нам удалось задать драйвер изменений и павильона, и всей локации. Раньше мало кто добирался до этого отдаленного от главных аллей парка места, а теперь павильон полон людей, они читают книги, общаются, пьют кофе и занимаются своими делами — им комфортно, наверняка здесь уже появились свои завсегдатаи. «Книги» стали настоящим «третьим местом», где можно провести время вне дома и работы.

«Суперметалл»
«Суперметалл»
Илья Иванов

Культурно-деловой кластер «Суперметалл»

В 2022 году на территории НИИ чермет им. Бардина в Басманном районе Москвы открылся культурно-деловой комплекс «Суперметалл». Новое пространство быстро завоевало популярность у горожан: кроме многочисленных офисов, здесь есть большой бесплатный коворкинг, кофейни, ресторан. Отдельной достопримечательностью комплекса стало реконструированное здание «Цеха», где москвичи любят устраивать съемки.

«Правила жизни»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На мой взгляд, сильный характер очень важен для архитектора, поэтому я всегда стремилась иметь свой собственный голос. Можно сколько угодно говорить, что архитектура должна быть функциональной и удобной, — любим мы ту архитектуру, у которой есть характер.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мое главное правило — чтобы заниматься авторской архитектурой, нужно уметь дождаться достойных проектов и «своего» заказчика. В случае с «Цехом» именно так и случилось. Мы встретились с командой заказчика, когда были готовы к этому проекту. Передо мной стояла задача создать многофункциональное пространство — как лобби в отеле, только для креативного кластера. До этого я никогда не занималась реконструкцией.

Бывший сталелитейный цех — здание с характером. Это сооружение, созданное для машин, а не для человека. Его требовалось адаптировать для людей. Было бы плохим решением, если бы 120-метровое здание раскрывалось вам как футбольное поле, как только вы оказались внутри. Мне хотелось, чтобы вы по нему гуляли, как по саду, и оно постепенно «приоткрывалось» вам. К счастью, это удалось — и здорово, что девелоперская команда мне доверилась. Я всегда говорю заказчику: «Я не на вашей стороне, но и не на своей — я на стороне проекта». Если мы понимаем друг друга, проект всегда побеждает.

Важный элемент интерьера — металлическое ограждение в лобби «Суперметалла», оно начинается на одной из лестниц и далее огибает большую часть периметра. Эта узкая линия полностью повторяет изгиб антресольного этажа и, по сути, задает композицию в пространстве. Ограждение предполагалось выполнить из прокатной стали, стандартный размер листа которой — 2 м, при этом нужная проектная высота составляла 1,8 м. Для того чтобы поднять один такой лист, строителям требовались усилия 15 человек, а для его закрепления на трехметровой высоте понадобилась спецтехника. В какой-то момент строители попросили меня адаптировать проектный размер на 2 м, чтобы не подрезать стандартные листы. Им казалось, что при таких масштабах и высоких потолках лишние 20 см не сыграют роли. Мы договорились, что они смонтируют небольшой кусок, но они, что называется, «разошлись» и смонтировали больше половины. Когда мы увидели результат, стало ясно, что даже 20 см — это весомо и линия теряет элегантность. Пришлось набраться смелости, объяснить причины и попросить их все переделать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«19:01 на Кристалле»
«19:01 на Кристалле»
Ирина Полярная

Ликеро-водочный завод «Кристалл»

Одно из последних промышленных пространств в пределах ТТК завод «Кристалл» в 2023 году начал свое превращение в культурный кластер.

«Правила жизни»

Летом 2023 года наша команда занималась активацией территории бывшего завода «Кристалл». Там открылось новое культурное pop-up-пространство «19:01 на Кристалле» — место для отдыха москвичей и гостей города.

Идея pop-up-проектов состоит в том, чтобы за короткий срок и небольшой бюджет привлечь внимание к теме, продукту или месту, протестировать гипотезы, посмотреть, насколько то, что придумано, нравится людям и может быть масштабировано в дальнейшем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Важно было наполнить «Кристалл» новой жизнью и интересными событиями, раскрыть жителям этого района потенциал места, а жителей всего города познакомить с локацией, о которой раньше они могли не знать. У нас было всего три месяца на реализацию, из них шесть недель, с конца августа по конец сентября, — на проведение событийной программы. Но этого хватило, чтобы все благоустроить, создать фирменный стиль и айдентику, разработать программу мероприятий и коммуникационную стратегию, а после собственными руками реализовать все перечисленное.

Каждую неделю с пятницы по воскресенье пространство наполнялось новыми людьми. В следующий раз они уже приходили с детьми, родителями, друзьями, и всем находилось какое-то занятие: мастер-класс, занятия йогой, экскурсия, театральная постановка или перформанс, концерт или вечеринка.

Сейчас, когда первый сезон работы пространства «19:01 на Кристалле» завершен, наша работа над программой преобразования территории продолжается. Наверное, главное мое правило сейчас — не предугадывать, а создавать. Правило применимо и для других наших проектов. В наше время невозможно ничего предугадать и спрогнозировать, поэтому нужно пытаться создавать будущее таким, каким оно должно быть в нашем представлении.